Английская баня
Существует старинная английская легенда, повествующая о временах древних бриттов, об их короле Гудибрасе и его сыне принце Бладуде. Эта легенда связана с первым упоминанием об использовании термальных источников и бани на землях Британии.
Король Гудибрас считался одним из сильнейших королей кельтов, что обитали на юго-западе Британских островов. Король правил уверенно, расширяя владения своего королевства, радуясь, что есть наследник, есть кому передать бразды правления. Правда, наследный принц Бладуд очень юн, ему едва исполнилось двенадцать лет, но он мальчик храбрый и послушный мальчик, и это вселяло надежду, что из него вырастет достойный преемник. Но случилась беда.
В те времена королевская жизнь, как и его жилище, не были столь блистательны и немногим отличались от жилища простого воина или жителя королевства. Король был смелый воин, удачный стратег, родственники и соседи искали у него защиты и платили ему преданностью.
Но случилось так, что принц в столь юном возрасте заболел проказой. Заразился ли он от странников, что часто получали кров у его отца, но что случилось, то случилось. Его отец был потрясен, сокрушаясь и боясь распространения болезни, не пожелал видеть своего наследника в таком виде и отдалил сына от двора.
Юный Бладуд ушел из дома и стал скитаться, бродя от селения к селению. Однажды он забрел в местечко под названием Кейншем, что в долине реки Эйвон, которая впадает в Бристольский залив. Места понравились изгнаннику: дикая природа долины, покрытые густым лесом крутые обрывы реки и небольшая деревня. В ней юный Бладуд и остался, здесь он нанялся к местному крестьянину пасти свиней, получая только еду и кров. И был несказанно рад этому, ведь приближалась промозглая зима.
Однажды он заметил, что его болезнь, проказа, передалась и свиньям. Боясь быть изгнанным из деревни, он под предлогом поиска лучшего пастбища перегоняет стадо в лес, за реку. Побродив по лесу, свиньи сами вышли к лесному источнику. Окруженный каменной грядой с поросшими вековыми дубами, источник завораживал своей дикой и таинственной красотой. От поверхности источника поднимался пар с сильным резким запахом. Все стадо забралось в теплую воду и зарылось в прибрежный ил. Когда же свиньи вылезли, то Бладуд увидел, что на них нет и следов проказы. Молодой человек последовал примеру животных, залез в источник и точно так же исцелился.
Принц вернулся к родному отцу, был им радостно встречен и, когда умер король, занял его трон. А в местности, в которой произошло его исцеление, молодой король Бладуд приказал построить город Бат, который сделал своей столицей и долгие годы правил в ней.
Это легенда, неизвестно, так было или не так, но есть свидетельства римских историков, что еще в начале первого века римские легионеры, воевавшие на берегах туманного Альбиона, неожиданно наткнулись на местность, в которой было несколько горячих источников. Возле них большие любители терм римляне построили поселение под названием Акве-Сулис, оборудовали в нем термы. Здесь римские воины лечились, отдыхая после военных походов, принимали горячие ванны в бассейнах и судаториях — парных, вода в которые поступала по свинцовым трубам. А вода была удивительная, целебная, 47°С, и было ее достаточно. Принимая горячие ванны, воины не только мылись, но и лечились. Раны быстро затягивались, залечивались различные кожные заболевания. Снималась усталость, поднимался боевой дух.
Древним римлянам была известна истина, что если солдат доволен, не болеет, то прекрасно несет службу.
Термы времен римского присутствия выглядели следующим образом. Из центрального источника горячая вода подавалась в термальный бассейн, в котором никто не купался, это был приемный резервуар. Стенки и дно его были выложены свинцовыми листами. Отсюда вода поступала по системе труб в различные бассейны и комнаты потовых бань. Комнат было много, были парилки и были холодные комнаты для закаливания. Вокруг бассейнов-ванн глубиной 1,5 метра на бордюре располагались столики с большим количеством яств, которыми без ограничения могли лакомиться солдаты.
В местах, где располагались римские термы, были установлены скульптуры кельтской речной богине Сулис, богине чистоты и термального тепла.
Уже в V веке теснимые войсками англосаксов римляне ушли, а победители, обнаружив чудодейственные источники, переименовали их в Хатум Батум — «горячие бани». Они славились исцелением таких заболеваний, как проказа, оспа, чесотка, помогали и при сильных болях.
В начале XVIII века королева Анна и ее супруг принц Георг Датский посетили целебные источники города Бат, на курорт потянулись знатные дамы и кавалеры. Слава чудодейственного, модного и престижного курорта привлекала не только жаждущих исцеления, многие приезжали просто развлечься, страдая не столько от недугов, сколько от безделья и каждодневной скуки.
День начинался ранним утром, в шесть часов. Все собирались у горячих источников — неглубоких водоемов, облицованных камнем. Бассейны имели разную глубину от полуметра до полутора метров. Вдоль стен были устроены каменные скамьи, где сидели или полулежали посетители. Все посетители, обоих полов и возрастов, совместно забирались в водоем и мокли один час. Дамы были в специально пошитых «ванных» одеждах, кавалеры также были одеты, на некоторых даже были треуголки. Все принимавшие процедуры не мылись, а лишь предпочитали отмокать. Запахи от своего тела стремились заглушать запахом мускусного ореха, наносимого на открытые участки тела. Дамы держали деревянные подносы с косметикой и платками для утирания обильного пота, струившегося по лицам и телам.
Потом все вылезали из терм, переодевались и шли в павильон пить солоноватую, но целебную батскую воду.
Питье было скорее ритуалом, чем терапевтической необходимостью. Затем степенно шли в ближайшую церковь на богослужение. Потом возвращались в пансионаты и гостиницы, где обедали, отдыхали.
В Викторианскую эпоху все больше посетителей приезжало лечиться и отдыхать «на воды». Город расцветал, преображался, приобрел славу европейского курорта.