Банные жители

Байниха

В древности в некоторых районах Руси считалось, что в бане живет злая байниха, приносящая неприятности тем, кто бывает в бане в неурочное время — после захода солнца или ночью. Рассердившись, она может напугать парящегося, выскочит из бани и будет орать дурным голосом или закидает его горячими камнями и водой. Чтобы этого не произошло, необходимо выполнять некоторые правила: в бане не шуметь, больше трех очередей помывок не проводить, не посещать баню ночью.

Банная бабушка

В прошлые времена в отдаленных районах России крестьяне считали, что в нетопленой бане живет добрая банная бабушка, которая может помочь от многих болезней больным и всем желающим, особенно детям.

Банник

Злое и вредное, живущее в нетопленой бане существо, которое нельзя злить, а то он может сделать много неприятностей. Его необходимо задобрить, принеся кусок хлеба, а за печь или каменку бросить горсть соли. Еще надо было закопать под порогом задушенного черного петуха или курицу.

Банный

Дух, живущий в бане. С древних времен русичи верили, что он выходит из бани, когда ее топят и в ней парятся. Посещать баню поздно вечером или париться в церковные праздники, шуметь и т.п. — только злить банного. Он будет завывать, плескаться горячей водой или бросаться горячими камнями. Но на святки именно к нему приходили девушки и незамужние молодые женщины, гадать, чтобы узнать о своем суженом.

Банный — также называли служащего бани в старые времена. Затем слово видоизменилось — банщик, пространщик.

Басник

Одно из названий различных существ: банный, банник, басник и многие другие названия, в различных районах их называли по-разному. По древнерусскому поверью, злые мужские духи, обитающие в русской парной бане. Скрываются под полом или за каменкой. Вредят людям, которые приходят в баню после захода солнца или ночью. Они могут задушить запоздалого посетителя, содрать с него кожу, запугать. На святочных гаданиях девушки спрашивали у них о своих женихах, что их ждет в этом году. Чтобы задобрить их, приносили в новую баню хлеб и соль, хоронили под порогом задушенного черного петуха или курицу. Соль бросали за каменку, а после баньки для нечистой силы оставляли немного горячей воды, мыла и веник, чтобы он помылся.

Гномы

В сказаниях финского эпоса «Калевала» существует масса упоминаний о различных существах: гномах, феях и главном персонаже Лёилю. Он имел важное мифологическое значение, выражал положительное средство магии, но для финна было важно чувствовать силу и опасаться гнева Лёилю.

Феи и гномы играют существенную роль в финском фольклоре. В «Калевале» воплощением древнего духа сауны и самого Лёилю были фея Ауторитар и ее сын Ауториинен: Лёилю ему явился в виде Ауториинен, Сына Ауторитар, Вяйнемяйнена попарив, Духом сауны старинным.

Гномы сауны из Еряярви были черными и одноглазыми. Они жили в сауне, охраняя различные тайны и клады, и если человек относился к ним с уважением, признавал их существование, то они не причиняли ему вреда и помогали узнать тайное. Люди также обращались к сауне для того, чтобы узнать и увидеть специальные знаки о своем будущем.

С древнейших времен финны гадали в своей сауне при помощи веника-вихты. Финские девушки бросали веники в печь. По положению вихты предсказывалось направление, откуда должен прийти будущий суженый-ряженый, либо предопределялось какое-то другое важное событие.

Джинн

Со времен возникновения хаммама — арабской и турецкой бани, существует поверье, что джинны живут в водах источников, очень любят покой и тишину, с потоками проточной воды они попадают в залы бань и поднимаются к потолку вместе с клубами пара. Джинн может пошутить над посетителем: с громким звуком шлепнуть человека по мокрому телу, и у того пропадет голос. Может толкнуть посетителя, да так, что несчастный отделается ушибом, а в худшем случае может что-либо сломать.

Если посетитель увидит джинна, то предписывалось произнести заклинание, которое означает «во имя Аллаха», и тогда джинн удалится.

Дьявол

Согласно некоторым верованиям, в арабских и турецких банях живет дьявол. Для предотвращения встречи с ним правоверным предписывалось не посещать бани во время предпоследней и последней молитвы. В это время в тишине влажных и жарких залов бань парится сам дьявол со своими приятелями. Чтобы защитить от злых духов помещения хаммама, на дверях часто изображали специальный знак. Иногда против дьявола наносился крест.

Обдериха

По мнению жителей некоторых районов России в прошлом, по различным сказкам и сказаниям, обдериха — существо, живущее в нетопленой бане. Обдериха всем своим видом вселяла страх — волосатая, с длинными руками и кривыми ногами, на которых росли длинные кривые когти. В бане нельзя кричать или шуметь, тогда обдериха может рассердиться и содрать (ободрать) кожу.

Поганая баня

Издревле русские считали баню жилищем различных существ. К ним относились по-разному, но всех считали нечистой силой, которая живет в нетопленой бане, боится святого креста. Из бани нельзя было приносить домой поганую банную утварь, нельзя было приносить в баню иконы. В древности и раздевались снаружи, чтобы к одежде не пристала нечистая сила. Окатывали себя холодной чистой водой, чтобы смыть с себя всю нечисть.

Ямато

Древнейший дух Ямато, обитающий во влажных помещениях японской бани — сенто и фуро, нечто, смахивающее на русского лешего. Это мифологическое существо в основном не вредное, но требующее уважительного отношения к себе. Не следует шуметь в бане — разгневанный Ямато накажет нарушителя. Он будет бубнить страшным голосом, опрокидывать утварь, плескаться горячей водой, да и вода очень быстро остынет. Не разрешалось посещать после полуночи ни сенто, ни фуро. Очень рассерженный Ямато мог наслать на провинившегося японца болезнь или сделать так, что посещение виновным бани станет невыносимым. Лишение посещения любимой и полезной для здоровья бани (в далекой древности это было связано с обрядом очищения) для японца становилось большим наказанием. Ямато можно было задобрить, только строго выполняя правила, в принципе, не очень обременительные для человека. Нельзя шуметь, поздно мыться, так как этим мешаешь самому Ямато принимать баню. После посещения необходимо оставить немного горячей воды для него, губку и мыло.

В начале каждого месяца с учетом времен года необходимо было оставлять маленькие подарки-подношения для Ямато. Это обязательно небольшой букетик цветов — специальная икебана, свиток с рисунком, а чаще со стихами или красиво начертанным иероглифом. И еще одно условие — стараться как можно реже менять старую банную утварь, предметы обихода. Вообще отношение к старым предметам домашнего обихода, будь это бытовые предметы дома, культовые или общественные, у японцев просто удивительное. Считается, что любой предмет, а большинство их было сделано вручную, передает тепло рук предков, тепло материала самого предмета, а любование формой, материалом приближает к природе, помогает понять сущность бытия и прямыми связями соединяет с предками. Недаром имя духа Ямато — древнее название Японии.