Банные обычаи и обряды
Банный обряд с покойником
Обмывание покойника в русской, в скандинавских банях — старинный обряд, связанный с национальными обычаями славян и других народов. Этот обряд исполнялся на Руси со времен язычества. Провожая в последний путь усопшего, на Руси всегда, если была такая возможность, обмывали в бане. Потом его соборовали, одевали в новую специальную одежду. Одевали и причитали, выли и голосили. Плач по покойнику — не простой истерический припадок, это печальная душевная песня потери, лишения. Авторами этих плачей были женщины или девушки, не в силах сдержать плач в своей груди, они выражали свою скорбь нараспев в форме песен.
Остаюсь-то я, горе горькая, Старым-то я, старешенька, Одна, да одинешенька. Работать мне — изможенья нет, Нет-то у меня роду-племени; Не с кем мне думу-думати, Не с кем мне слово молвити: Нету меня милова ладушки (мужа).
Отрывок из плача женщины по мужу
Потом покойника клали в гроб-домовину, укрывали саваном и относили в церковь, если это происходило в деревне. В селе усопшего отпевали в доме.
Банные обряды в мусульманских банях
Для мусульман хаммамы являются местом, где отмечаются значительные события жизни. Конечно, в современном мире происходит много перемен, но до сих пор многие придерживаются обычаев своих предков, особенно это заметно у жителей небольших городов, поселений, расположенных в сельской местности, и на периферии крупных мегаполисов. Еще в XX веке почти повсеместно во всем мусульманском мире в бане праздновались многие события — от появления у младенца первого зуба до обрезания. В честь значимого события или обета, в честь исполнения какого-то сокровенного желания в хаммаме устраивались праздник. За свой счет снималось помещение, обеспечивались угощение и музыка. В этот день баня открыта для всех, кто только пожелает войти.
У многих народов Востока и по сей день существует обряд «джалим хаммами» — предсвадебное купание невесты. Со стороны жениха к этому дню преподносится специальная одежда — войлочные шальвары с жилеткой. Под звуки национальных инструментов невеста, окруженная веселой толпой родственников и подруг, направляется в хаммам. Здесь женщины, родственники жениха, раздев ее, мыли, умащивали благовониями и наряжали в шелковую рубаху. Затем, посадив на возвышение в центре зала, зажигали массу свечей. Пока горели свечи, молодые родственницы и подруги с песнями и пожеланиями счастливой жизни в замужестве веселились вокруг нее. Бросали они и мелкие монеты в бассейн, чтобы самим быстрей счастливо выйти замуж.
Традиция ритуальных посещений мусульманской бани имеет много причин — совместное посещение бани с тостем, возвращение с воинской службы или войны. Посещают в знак религиозного очищения, перед надеванием новой одежды, перед дальней дорогой, в честь выздоровления, по случаю выхода из тюрьмы и многим другим причинам. И, конечно же, при еженедельной банной процедуре ради обновления в бане.
Гостевая баня
У всех народов мира, особенно на Руси, предложить гостю истопить баньку — выражало долг гостеприимства. У многих народов мира предложить гостю посетить баню считалось элементом национального гостеприимства. Гость и хозяин, попарившись в бане, расслаблялись, банная обнаженность как бы подводила к доверительности и расположению друг к другу. В настоящее время гостевая баня часто используется при заключении договоров и ведении переговоров.
Обряд рождения ребенка
В прошлом у жителей России, Финляндии считалось, что только что родившегося ребенка необходимо вымыть и облить водой, как бы очищая от греха рождения. Рожали в бане женщины различных народов — от россиянок до индейцев Америки. Роды происходили там же в бане, тепло и вода рядом, а дым, прошедший через черную баню, полезен, обладал антисептическими свойствами.
Исконно русская традиция заключалась в том, что русские женщины так же часто просещали парную баню, как и мужчины. Париться рекомендовалось даже беременным, «чтобы ребенок на правильную дорогу встал».
Русские женщины из простолюдинок вообще мало внимания обращали на беременность и работали до последнего часа. Рожали в бане, а если роды приходились на лето, то в хлеву, но после родов шли в баню. Баню топили женщины рода, а если таких не было, то топила сама роженица. Если роженицу роды заставали в дороге, в поле, на пути к дому, то баню топили там, куда она придет.
Повивальная бабка, гог-баба, то есть пуповая баба. Эти пожилые женщины, много испытавшие на себе, знали молитвы, заговоры, умели лечить в случае трудных родов, знали соответствующие приметы. Их призывали перед родами, но чаще после родов. Повивальная бабка оставалась с роженицей и день, и два, столько, сколько было необходимо.
Роженица перед родами, прежде всего, развязывает на себе все узлы, снимает пояс, расплетает косы, иногда разрывает стан рубашки. Это поможет, облегчит и ускорит ее роды. Какие бы ни случались роды — трудные или легкие, но первым делом бабка приготовит воду в бане «от уроков» (уродства). Вода для этого приносится бабкой из реки, берет она ее чистым ведром и зачерпывает всегда по течению реки. Над принесенной водой бабка творит молитву. Затем правой рукой зачерпывает горсть воды и спускает по руке через локоть в приготовленный туес, приговаривая: «как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя роженицы) ни уроки, ни призоры не держались бы». Таким образом вода заговаривается тридевять локтей. В заговоренную воду с молитвой бросают три накаленных докрасна уголька. Этой водой бабка горстью правой руки, через левый локоть, трижды льет воду на камни каменки, затем трижды на скобу дверную, приговаривая: «как на каменке (скобе) вода не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь». Затем бабка ставила роженицу лицом на восток, а если та не могла стоять, то ее сажала на порог бани. Трижды бабка брызжет ей в лицо наговоренной водой, а стекающую воду ловит в пригоршню и бросает на каменку, приговаривая: «как вода на лице не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь». Остатки воды выливали на голову роженице. Считалось, что заговоренная вода крепче любого наговора колдуна и поможет и обережет роженицу.
А потом были роды. Чаще они проходили легко и благополучно. Русские женщины благополучно решали возложенные на них природой-матерью задачи. Появлялся новый человечек, ему перевязывали пуповину, обтирали влажной тряпицей, и повивальная бабка несла новорожденного в дом. В доме все приготовлено. Роженице дают теплую брагу с пирогами рыбными. Бабка передает дитя на руки отцу, и он кладет его в колыбель, тем самым как бы официально признает его своим детищем. Зажиточные люди устраивали родильные столы, крестьяне приготавливали особое пивцо, получая для этого специальное разрешение. В домах знатных роженица получала подарки, чаще всего золотыми, в домах простолюдинов — от гостей по несколько копеек серебром, а в бедных домах — чаще сразу же приступала к своим домашним обязанностям.
Так происходило первое, но не единственное мытье родившегося русича в русской парной бане.
Париться перед свадьбой
Старинный славянский обряд мытья перед свадьбой в своеобразных «девичниках» и «мальчишниках» со своими друзьями. В последний день перед свадьбой, когда проводится девичник или мальчишник, жених и невеста, каждый со своими подружками и друзьями, но каждый отдельно, посещает свою жарко протопленную баню. Перед выходом в предсвадебную баню молодые просят благословения от своих родителей и остальных членов своей семьи. Поют песни, балагурят, кланяются в ноги родителям и отправляются в баню. В баню шли гурьбой, с песнями. В бане парились, мылись, холились, пели и обсуждали предстоящее событие, получая наставления и советы. Девушки пели обрядовые песни, прощаясь с вольной девичьей жизнью, и заплетали невесте косу (признак незамужней девушки). На «девичнике» у подружки девушки пели в свадебной песне:
Развеселая жизнь девичья, Распроклятая жизнь замужняя.
Точно так же с песнями возвращались домой. Дома мать невесты встречает дочь с подругами, потчует брагою, благословляет. Затем следует ужин, где собираются близкие родственники невесты и ее подружки. За столом вновь девушки поют от своего имени и от имени невесты просят отца дать благословение на житье в дальней сторонушке. И не важно, что жених может проживать в соседнем доме. Невеста с подружками поочередно исполняет обрядовые песни для всех ближних родственников, начиная со своего отца, одаривая всех подарками. Одаривается и сваха холстом или рукавами. Вслед за этим подруги усаживают невесту на лавку и в последний раз заплетают ей косу с ленточками, сопровождая это припевами.
Потом те подруги, что живут рядом, отправляются домой, а с невестой остаются две, что ложатся на широкую застланную лавку, стоящую против двери. Остальные оставшиеся подруги ложатся на полу или на полатях. Утром предстоит напряженный день — свадьба.
Начальная часть банной церемонии для жениха, проходящая в парной бане, схожа с невестиной. Так же весело и шумно, с песнями, прибаутками и розыгрышами шла компания в баню. Дома молодого провожали, вымыв полы и застелив их соломой, с тем пожеланием, чтобы он жил с женой не «голо», а богато, или по народному выражению «толсто». В бане жених приглашал банного молодца, который парил и холил его в этот день. Жених праздновал со своими друзьями последний день вольной жизни. С ними активное участие принимал и «проводничок», мужской вариант свахи. Здесь обсуждалось предстоящее событие, давались советы по многим вопросам. Париться перед свадьбой означало чистоту брачного ложа и чистоплотность человека.
Свадебная баня
Обычай посещать баню после свадьбы, но не по отдельности, а уже как супружеская пара. Предсвадебные бани происходили накануне. Ночь молодые проводили каждый в доме своих родителей, окруженные своими дружками или подругами.
В XVI веке на Руси свадебное венчание происходило после обедни, а с XVII века — вечером. После венчания невесту «раскрывали», и священник читал новобрачным поученье. Оно сводилось к перечню обязанностей молодой супружеской пары: выполнять заповеди христианского учения, ходить в церковь, слушаться духовников, соблюдать посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевалось жену учить палкою, как подобает главе. Потом священник брал жену за руку, вручал мужу и приказывал целоваться.
Жена, в знак повиновения, припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты.
Священник подавал новобрачным деревянную чашу с вином. Муж принимал чашу, отпивал от нее глоток и передавал жене. Так повторялось три раза. Последним допивал муж, бросал пустую чашу под ноги и вдвоем с женой топтал ее, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, кто станет сеять между нами раздор и нелюбовь!» Существовало поверье, что кто из супругов первым наступит на чашу, тот удержит за собой первенство над другим. Потом праздновали свадьбу, где молодым не полагалось есть, как бы их ни упрашивали. А потом молодых супругов провожали на отдых. Также существовал обычай, как и на что положить молодых, чтобы жизнь была богатой и счастливой.
На другой день новобрачных с песнями вели в парную баню. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом. Жена шла в баню со свахою и матерью мужа. В бане она предоставляла им знаки своей невинности. С нее снимали сорочку и вместе с простыней прятали как свидетельство целомудренного поведения невесты. Муж парился с тысяцким и дружкою, когда молодая супруга присылала ему в баню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом.
И на царских свадьбах цари кушали прямо в русской парной бане. Здесь присутствовали тысяцкий, дружка и почетные гости. Царицы пировали в избушках, окруженные свахой, матерью мужа, подругами и женами важных сановников с их дочерьми. По выходе из бани новобрачный со своим окружением шел в сенник, за ними приходили новобрачная с гостями. Здесь сваха и дружка встречали их с подносом, на котором стояли два горшочка, обернутых соболями. В горшочках была каша. Сваха кормила ею молодоженов, и мужа, и жену. Этот обычай был распространен как у царей, так и у крестьян. На царских свадьбах после этого происходил обряд раскрывания. Боярин, нареченный отец царский, раздвигал стрелой покров, заслонявший царицу. До этого времени и после венчания ее лицо никто не видел. Только после обряда раскрывания все подходили к ней и могли иметь счастье увидеть лик своей царицы. После этого все шли к столу продолжать праздновать свадьбу.
Семь радостей
Банный термин, связанный с русским банным обычаем предлагать посетителю пространщиком или банщиком перечень предлагаемых услуг: «... ноготки на ножках обстричь, ножки в тазу помочить, простынкой протереть, мочалкой растереть, хлебного духу дать, веничком побаловать, на диванчик положить и пивком иль квасом услужить».
Сидеть на мехах
К числу древних народных обычаев, существовавших и в княжеских, царских и боярских домах, принадлежали: мытье в бане накануне свадьбы и после нее, стелить молодым постель на ржаных снопах и сидение молодых на мехах. Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа, сидение или сон на снопах — прибыток в доме, а сидение на мехах — богатство. Сидение на мехах куницы, соболя, лисицы — это отголосок норманнских обычаев.