Арабская баня (хаммам)
В VII веке в Передней Азии, Малой Азии и на Аравийском полуострове, в странах Ближнего Востока арабы создали огромное государство, известное в истории под названием Арабский Халифат. Завоевывая другие государства, они несли свою бытовую культуру, религию, знания в математике, астрономии, медицине и многое другое. В то же время, неся свою культуру в завоеванные государства, арабы мудро впитывали что-то лучшее из привычек покоренных народов, поощряли у них развитие различных ремесел, искусств, торговли.
Во время крестовых походов на Ближний Восток крестоносцы Европы, воюя с арабами, многому научились и переняли у них. Они научились пользоваться вилкой, предметами личной гигиены, переняли привычку омовения, пользования банями.
У арабов издревле существовали места, куда, помимо мечети, стремились и шейхи, и простолюдины, это хаммам. «Хаммам» означает баня, купальня, ванна. Наличие термальных источников послужило традиции использования этого дара божьего для религиозных обрядов, омовения. В хаммаме отразились вековые традиции использования нагревательных и термальных бань. Эффективности действия хаммам способствовали лечебные свойства термальных источников, знание арабами медицины.
Существовали и центры мусульманского водолечения, священные источники — в Сирии, источник Эфка вблизи города Тадмор, с температурой +33°С, с небольшой радиоактивностью, он обладал лечебными свойствами. С серным источником хаммам «Абу Рабах» были знакомы древние римляне, построившие здесь серные термы. Другой серный источник хаммам Шейх Иса имел температуру +39°С. Было много других источников.
При раскопках древних арабских городов археологи находят в каждом жилом квартале бани — хаммам. В старом Каире с XIV по XV век их было всего лишь 1170, а в Багдаде в X веке бань было около 3000.
Хаммам были у халифа, у богатых горожан, общественные. Они состояли из помещений для отдыха, омовения, термальных ванн. Служили в хаммаме пять человек: «хаммами» — банщик, «кайим» — служитель, «заббал» — приготавливающий кизяк для топки, «ваккас» — истопник, «сакка» — разносчик питьевой воды.
Неспешное пребывание в хаммаме, чередование омовения, массажа, прогревания в различных термальных источниках, неторопливые разговоры, сопровождающиеся питьем кофе или чая, развлечения игрой в шахматы или нарды давали очищение от «недугов и злого духа», настраивали на познание своего места в мире. Стены хаммам украшали изречения из Корана, что давало определенный настрой и душе, и телу.
В арабских странах женщины и мужчины посещают хаммам раздельно. В хаммаме отмечают праздники, проводят время до свадьбы и после. Женщины идут в хаммам со своими служанками, детьми, родственниками, нагруженные узлами, тазами, ларцами с украшениями, косметикой, туалетными принадлежностями, едой, одеждами. Живя на женской половине дома, женщина могла покинуть дом только с разрешения отца или мужа и только в сопровождение слуг или родственников. А вот отказ мужа отпустить жену в хаммам мог быть причиной расторжения брака.