Бани славянских ведунов-знахарей

Уживались на Руси и древняя языческая вера, и православное христианство, соединившись в некий сплав «языческого христианства».

Знахари-ведуны лечили не только различными вениками, в которых они знали толк, вплетая в каждый веник лечебную травку или веточку. Было также важно, как приготовить, как истопить баню, поскольку «для благого тела топят баню березой, для дурного — осиной». Исторически сложившиеся знания народной медицины, растительного мира, природы и окружающего мира, заговоры и молитвы — вот то оружие, которым в совершенстве владели ведуны.

Шли к ним со своими проблемами не только телесными, но и духовными. Знахари-ведуны знали, что баней можно снять тоску-печаль, омолодить тело, вылечить бесплодие, выгнать любую хворь. В бане они лечили от ожирения, от суставного ревматизма, слабых бронхов, от недержания мочи, от застоя крови, воспаления спинного мозга, от водянки, подагры, срывов живота и спины.

Такая баня впоследствии становится бытовой баней практически в каждой российской семье. Бани ставились и общие на деревню или улицу. Ставили бани при монастырях, княжеских дворах, городках, городищах, а впоследствии парные русские бани становятся торговыми.

Ведуны для лечения применяли ванны — лохани с различной водой и разными растительными добавками. Владея секретами лечебных трав, растений, минералов, насекомых, ведуны широко применяли различные мази, настойки, капли, припарки для излечения от различных недугов. Пользуясь всем арсеналом знаний народной медицины, целебными свойствами воды, пара и самой бани, а главное, молитвами, они творили просто чудеса по оздоровлению человека.

Русская парная баня издревле почиталась на Руси как лечебная. Еще до христианства, когда наши предки были язычниками, в заповедных местах, на священных водоемах существовали для непосвященных бани-храмы. Ведал всем в этих храмах ведун-знахарь. И шли к нему все страждущие и больные, в ком наступила нужда полечить свое здоровье. Ведуны-знахари знали и применяли не только дары природы-матушки. Они и к пище относились со знанием природы человека, говоря, «относитесь к пище как к лекарству, чтобы не принимать лекарство как пищу».

Ведуны использовали 27 священных растений для банного посвящения (лечения). Из сочетания трех различных священных растений вязались веники следующего состава:

  • орешник, стрелолист, череда;
  • вяз, осока, хвощ;
  • рябина, рогоз, полынь;
  • клен, кубышка (кувшинка), кориандр;
  • ясень, ольха, полынь;
  • сосна, тростник, лук;
  • липа, чеснок, кувшинка;
  • береза, камыш, василек;
  • дуб, ива, ромашка.

Из других сочетаний растений делались растворы для пара. Третьи подмешивались во время изготовления свечей, что горели в бане. Еще одни готовились только для питья. Совсем другие растительные наборы были для холодных обливаний. Сами процедуры посвящения имели свою последовательность и ритм движения. И творился заговор, творя его на воду, на посуду, на больного.

Для каждого круга посвящения существовало определенное время года, месяца, дня и даже часа. Особо определялась зависимость от состояния луны. Считалось, что:

  • полнолуние (пятнадцатый день) — не время для воды живительной;
  • четырнадцатый и шестнадцатый дни лунного ритма — не для бани;
  • девятый день — день банника, байнихи — не для посещения бани;
  • десятый день — самый банный, самый благоприятный;
  • семнадцатый день — самый лучший для влюбленных;
  • двадцать четвертый — для любви и зачатия здорового ребенка;
  • тридцатый день очень хорош для парения и лечения в бане;

У ведунов-знахарей лучшим банным днем считался четверг, отсюда — Чистый или Великий четверг накануне Пасхи, Рождества Христова, а также Троицы, да еще на 6 июня — Аграфена Купальщица.

От подагры и ревматизма, например, лечили вениками из крапивы. Парили только тогда, когда тело хорошо прогреется. Каменку топили лишь березовыми дровами. Лечение суставов проводили в нечетный день, утром. Пить давали настой: 2 горсти плодов шиповника, 1 горсть полыни двудомной, 1 горсть зверобоя, 4 щепоти почек березовых, 2 горсти листьев черной смородины, 1 горсть измельченной коры и листьев ивы. Все заваривали в ведре и давали пить во все время пребывания в бане. Делали и массаж. Пар держали легкий, не жаркий.

В бане лечили многие болезни и снимали порчу. Делали это при помощи молитв, заклинаний, заговора, трав, молока, меда, угля, креста, камней и сучьев. Заклинания завершали молитвой «Отче наш» и молитвой к Богородице, честному кресту, затем молитвами Святым целителям Пантелеймону, Косьме (Козьме) и Дамиану.