Индейская баня Мексики (темаскаль)

Принятие горячей паровой бани у ацтеков, самотеков, цельталей, различных племен майя, тарасков и других племен индейцев Мексики, Северной и Центральной Америки связано с религиозным ритуалом, посвященным богине Темаскали, покровительствующей лечебному действию паровых бань, или богине земли и родов Тетео Иннам. Посвящали ритуал и богине Тласольтеотль, покровительнице родов и рожениц. Сегодня остается и ритуальное отношение к бане, но большее значение имеет ее бытовое, гигиеническое использование. Паровые бани в Мексике называются «темаскаль», что в переводе с индейского означает «тема» — купаться, мыться, и «каль» — дом, а еще точнее — «дом горячих камней».

Паровая баня (ацтекск. temazcal) у индейцев Мексики и Центральной Америки строилась из камней или адобов. Адоба (исп. adobe) — высушенный на солнце кирпич-сырец из глины и резаной соломы, один из древнейших строительных материалов, применяемых как в Азии, так и в Америке. Из адобов и сегодня сооружают множество построек в городах и селениях Латинской Америки.

В темаскале имелось помещение для нагрева каменки и, набрасывая на нее воду, получали пар и парились вениками, кукурузными или из мелких веточек с листьями охеадоса.

Темаскаль можно встретить прочти в каждой деревне, селении, в некоторых их несколько. Встречаются темаскали у термальных источников, которых немало в Мексике, в штатах Сан-Луис-Потосе, Мичоакан, Гуанахуата, здесь делание пара — естественное использование сил природы. У индейцев полуострова Юкатан также есть темаскали, но они не делают пар для парения, а просто моются. А у индейцев горной местности Гватемалы делание пара — обычное явление.

Устройство темаскаля, в принципе, одинаково. Это небольшая каменная постройка, в которой печь и парная соединены проходом. Лаз настолько узкий, что пролезть можно только на четвереньках. Проход перекрыт сводом. Печь топят снаружи, огонь и дым проходят в парную через груду камней. Черный вулканический туф — тесонтле, находящийся в парилке, нагревается, и дым выходит через входное и два вентиляционных отверстия. У некоторых племен в бане есть такие же отверстия, у других — нет. В одних банях использованная вода стекала по специальному желобу, у других по полу прохода.

Различия в конструкциях бань очень незначительные. Касаются они, главным образом, внешней конфигурации, материала печей. Крыши делаются из каменных блоков, дерева и обмазывается глиной. В некоторых местностях покрывают тростником, который также обмазывают глиной. Так, темаскаль у народов, проживающих на севере полуострова Калифорния, в Сан-Хуан-Теотихуакана, выложен из дикого необработанного камня, скрепленного глиной как снаружи, так и изнутри. Баня прямоугольной формы. Банный проход у них несколько утоплен и выложен плоским камнем. Проход служит и для отвода грязной воды, так как после парения в парилке моются с мылом.

В темаскале индейцев севера, районов реки Рио-Браво-дель-Норте, парилка почти квадратная, вход сбоку, для постройки использован тесонтле. Парилка не имеет вентиляционных отверстий, дым выходит через проход, он имеет каменное, из блоков, перекрытие. Пол земляной. Крыша общая, как для бани, так и пространства около нее, опирается на каменную стену и с трех сторон образует внутренний двор. Двор служит для отдыха и других хозяйских нужд. Крыша изготовлена из дерева.

У индейцев, живущих к западу от Мехико, темаскали такой же конструкции, только крыши у них конические, покрытые глиной и камнем, а сверху еще защищены черепицей от дождя. Опирается такая крыша на парилку, а другая сторона на стену из сырцовых кирпичей. Отличие есть и в устройстве печи — она двухуровневая. Топят через нижний уровень, а поддают горячую воду или настой через верхний уровень.

К югу и востоку от столицы проживают индейцы, темаскали которых несколько крупней, встречаются как прямоугольной, так и круглой формы. У них существует обычай после парения понежиться в холодном водоеме как искусственного, так и естественного происхождения.

Темаскали в селениях в основном на одну семью, но встречается и один темаскаль на несколько семей. Есть и один общий на небольшую деревню. С медицинской стороны, парение в темаскале очень благотворно сказывается на здоровье, помогает от оспы, ревматизма, кожных заболеваний, женщинам до и после родов, для снятия болей.

Так как парились и мылись в темаскале? Когда готовят баню, собирают дрова в достаточном количестве, для разогрева экрана из тесонтле, сложенного из черного туфа между печью и парилкой и предназначенного для получения пара. Этим же жаром нагреваются внутренние стены парилки. Когда печь протопилась, вентиляционные отверстия затыкают пучками травы, а топку закрывают каменным блоком и замуровывают глиной, чтобы пар не выходил. Человек, согнувшись, пробирался в парилку. Проход завешивался циновкой. С собой парящийся брал сосуд с водой, разогретой на огне очага, обустроенного рядом с печью. Еще с собой брал зеленые листья, веники из растений охеадорес или бируля, предварительно вымоченного в воде, или веники из кукурузных листьев. Брызгали горячей водой на стены темаскаля — образовывался пар. Если пар снижался, то маленькими порциями лили горячую воду на экран из тесонтле, жар сохранялся. После парения мылись с мылом и мочалкой из травы или связкой волокон магея.

Мексиканская и американская темаскаль — «дом горячих камней». Поддают на нагретый экран темаскаля раствором травного отвара, в состав которого входят многие ароматные и лечебные травы из районов Центральной и Северной Америки, где проживают индейцы. Раствор готовился снаружи темаскаля и подавался парящемуся в глиняном кувшине с широким горлом, в котором свободно помешался веник. Поддавая раствор, индейцы выполняли определенный ритуал:

  • ритуал очищения перед богиней Тетео Иннам или Тласольтеотль;
  • лечение тела и души, окуривая саму баню и внутреннее помещение, сжигая лечебные растения;
  • соблюдение старинного обряда, передаваемого от времен зарождения темаскаля.

Для окуривания использовались как листья охеадоса, так и листья бируля. Веники, которыми брызгали на стены и экран темаскаля, могли быть из молодых веток охеадоса, бируля, кукурузы. Веник из бируля несколько колюч, и его запаривали в горячей воде около двух часов. Пар в темаскале получался мягкий, около 50°С, наподобие пара в хаммаме.

Темаскаль, построенный только из вулканического камня, тщательно оштукатуривался как снаружи, так и изнутри водоотталкивающим раствором. Вход в темаскаль имел форму женского чрева, как бы человек, покидавший темаскаль, рождался богиней Тласольтеотль заново. Если это была женщина, то богиня помогала ей при родах, очищая и оберегая ее. Выходивший из темаскаля мужчина рождался матерью-богиней, очищенный и здоровый.

В центре многих темаскалей находилось каменное углубление, в которое приносили нагретые вулканические камни из топки темаскаля. Если, брызгая на нагретые стены, добивались общего нагрева помещения, то, брызгая на камни в центре или на экран, получали пар для парения. Энергетика нагретых камней переходила к парящемуся человеку.

Парились около двух часов, сидя на тщательно выметенном полу, обернувшись куском ткани. Главное, парились не спеша, соблюдая обрядность.

Так мылись и парились индейцы Мексики в древности, так делают и сейчас в селениях и деревнях, используя обряд парения как в ритуалах, так и в повседневной жизни.