Тифлисская баня
История возникновения бань в Грузии уходит корнями в глубокую старину. Их особенность — использование природных серных источников. С открытием горячих термальных источников связано много легенд. Вот одна из них.
Однажды грузинский царь вместе со своими гостями выехал поохотиться с соколами. Сокол царя поймал фазана, но скрылся с добычей из виду. Пошел царь искать сокола, любимая была птица, и нашел в ручье обоих мертвыми. Сунул он руку в ручей, а она горячая, обе птицы сварились. Приказал строить у этого горячего источника город. Стал строиться город, и жители стали строить бани с горячими ванными. Часто разрушали город то персы, то турки, то воинственные соседи, но грузины восстанавливали не только город, но и бани.
В принципе грузинские бани очень напоминают арабские хаммамы — залы с разным температурным режимом, горячие ванные термальные бассейны, плюс знаменитые тифлисские банщики — джамадарамы. Посредине зала водоем, заполненный природной горячей водой с серой, поступающей самостоятельно из недр. Люди стояли в таком глубоком бассейне, грелись, разговаривали. Разогревшись, переходили в другое помещение, где за них принимались джамадарамы. Они не только делали изумительный массаж, но и мыли специальными полотняными мешками, наполненными мылом и надутыми до такой степени, что мыло сочилось через полотно, словно безе.
Александр Дюма, вспоминая о поездке по Кавказу, пишет, что посещение тифлисских бань оставило у него очень сильное впечатление. Джамадарам обращается с вами, как с неодушевленным предметом, — мнет, крутит ноги, руки, дергает, гнет, постукивает, растирает, прыгает на спине. И все же хотелось продление процедуры еще и еще раз. А применение циклов серных ванн помогало избавиться от многих болезней. После массажа шли принимать купание в бассейне. Потом отдыхали, беседовали, кушали, выпивали и играли в нарды, шахматы.
Женское отделение было такое же, как и мужское. Богатые женщины шли в баню с родственницами, подругами и служанками. В бане не только парились, лечились, мылись, но и делали прически, макияж. Потом пили кофе, ели сладости и фрукты. Еще сплетничали, судачили, устраивали смотрины, в общем, общались.
Были бани для всех, но для знати отличались помпезной роскошью. «Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции, ничего роскошней тифлисских бань» — писал А.С. Пушкин. Для малоимущих и для простолюдинов намного скромнее и без джамадарамов, но по устройству такие же. Правда, более грязные, и вода не так часто менялась.