Турецкие бани хаммам

В 1772 году в Константинополе насчитывалось 300 бань. Общественные бани — это большие каменные здания с многокупольными крышами. В куполах отверстия, через которые в помещения попадает свет. По своей конфигурации турецкие бани хаммам напоминают ладонь с пятью пальцами, где каждый является парной комнатой с подогретым полом, но с разной температурой.

Комната, в которой происходит раздевание, тепидарий, имеет 28—34°С, и в ней разогреваются. На полу тюфяки с одеялами. Богатых гостей раздевают, укутывают с головой тремя полотнищами наподобие наших полотенец. По канонам ислама нельзя обнажаться полностью, а Особенно открывать интимные места. Это могли принять как оскорбление для окружающих или греховное действие. За соблюдением этих правил следил телак, который обслуживал гостя. Профессия телака считалась самой уважаемой, и он освобождался от всяких налогов. В его обязанности входило не только делать массаж — он получал плату, раздевал гостя, обслуживал его во все время пребывания в хаммаме, давал советы, а также следил за соблюдением всех правил и изгонял каждого, кто нарушит их.

Одним полотнищем он укрывал гостю талию, другим плечи, третьим — голову. Разогревшись, гость встает на ходули, чтобы не обжечь ноги о горячий мрамор пола. Покидать помещение не спешат, обвыкаются, беседуют, играют в шахматы, в нарды или карты.

Потом проходят в другое помещение, калдарий, довольно просторное помещение, в котором находится «супа» — каменная лежанка, которая всегда хорошо прогрета. Полежав на каменном ложе, прогревшись, посетитель идет плавать в бассейн с теплой водой. Затем проходит в парное помещение, харара, где температура от 70 до 100°С. Здесь разрешалось снять два верхних полотенца. Посидев в пелене тумана, возвращается в калдарий, где «супа», полежит, погреется. В старину говорили: «очищает тело и душу от злых духов, и словно рождается на свет заново».

Сначала за дело берется банщик — телак, делает массаж. Начинает с головы, потом шея, плечи, корпус тела, руки, ноги. Трет не жалеючи жесткой шерстяной рукавичкой, сделанной из конского волоса, кокосовых волокон, финиковых тычинок. Хлопает ладонью по всему телу. Дергает пальцы, мнет суставы, затем вскакивает на спину, прыгает на коленях. Со стороны можно подумать, что банщик бьет клиента — то ударяет кулаком, то схватит за руку или ногу и выкручивает их, то сядет верхом, то топчет ногами. На самом деле такой массаж освобождает тело от усталости, и оно становится гибким.

После массажа тело намыливается жесткой мочалкой с мылом. Распаренное, помассированное тело, омытое мочалкой, как бы омолаживается. После всего — различные бассейны с разной температурой, и если есть бассейны с термальными водами — каплиджи, то обязательно их принимают. Издревле люди знали, что они лечебные.

Такое суровое мытье выдержать не просто, но воспитанный человек не стонет и не кряхтит. Отдышится — и порядок, ведь он получает удовольствие. Потом за дело берется цирюльник, бреет — удаляет волосы, срезает ногти, мозоли, огрубевшую кожу.

По окончании всех процедур в сопровождении банщика «измученный» посетитель на ходулях идет к тюфяку. И спит долго, сколько захочет. Потом отправляется в комнату отдыха — «кейфу», выпьет густого турецкого кофе или чая. Телаки, прислуга мужского отделения, подавали шербет, лимонад, предлагали закурить кальян. Отдыхая, играют в шахматы и нарды. Ведут приятную беседу.

Английская путешественница леди Монтегю описывает свои впечатления о турецких банях, которые она посетила во время своих путешествий по Востоку во второй половине XIX века.

Женская баня поразила ее тем, что в ней находилось очень много посетительниц. Оказывается, что даже самый строгий турок без сомнения отпускал свой гарем в бани. Жены с удовольствием и радостью шли туда. Подготовка к походу в хаммам начиналось ранним утром, на женской половине начиналась суматоха. В баню необходимо было взять великое множество предметов и вещей. От большого количества одежды как для себя, так и детей, до большого количества еды: долма, жареная баранина, овечий сыр, вареные яйца, фрукты, сладости. Женщина при посещении бани брала с собой до 20 предметов и более.

В «банный набор» входили флаконы с розовым маслом, хной, ступки для растирания краски для бровей, коробочки с сурьмой для ресниц, зеркальце. Обязательно специальный сундучок-мыльница для мыла, кех-сех — грубая варежка для массажа, мягкая мочалка из волокон финиковой пальмы. Частый и мелкий гребень из слоновой кости. В набор входило также: пеш-те-махл — большое хлопчатобумажное или шелковое полотенце с длинными кистями или бахромой на обоих концах. Им турчанки укрывались от подмышек до середины бедер, когда шли в парную — калдарий. Кроме большого покрывала брали два полотенца поменьше — укутывать голову и плечи. Важным предметом для посещения хаммама была пара деревянных башмаков-шлепанцев — мальма, украшенных перламутром, серебряной чеканкой и колокольчиками, обтянутых войлоком или оплетенных соломкой. Брался и серебряный или медный таз, украшенный золотой насечкой или резьбой, из него обливались прохладной водой. Брался в хаммам банный коврик, шерстяной, или шелковый, или бархатный, но богато украшенный орнаментом. Расстелив его на полу, поверх стелили льняное покрывало. Не менее важным предметом для посещения бани была шкатулка для драгоценностей, богато украшенная вставками из слоновой кости, чеканки, бархата. Шкатулки выполнялись из дерева, или серебра, или меди.

В хаммаме затворницы развлекались — настоящий женский клуб или салон красоты. Отправляясь в бани, наряжались в самые лучшие одежды, встречали там своих подруг, толковали, рассказывали новости. Для турецких женщин в их закрытом мире хаммам являлся заменителем театров, балов и путешествий, всего того, чем пользовались европейские женщины. Запрет мужа посещать жене хаммам мог служить причиной для развода.

Леди Монтегю увидела в бане сразу двести турчанок. Она была потрясена: практически нагие, прекрасные, с распущенными волосами, увешанные золотыми, серебряными и жемчужными украшениями, одни занимались рукоделием, другие пили кофе, ели сладости, третьи небрежно возлежали на мягких подушках, а их юные невольницы заплетали им косы. Банщицы — натирали, скребли, мыли, били, мяли, утаптывали коленями своих посетительниц. Удивилась путешественница еще одной странности турецких женщин — окрашиванию пальцев и ногтей красной и желтой краской.

Сама леди оказалась чрезвычайно стыдливой, она не смогла раздеться, сколько ее ни упрашивали. Дошло только до корсета. Турчанки понимающе вздохнули — решили, что это замок, на который милорд запер свою жену, а ключ оставил при себе.